Любитель видео и компьютерных игр.

Стремление к иконизации личности, присущее кинобизнесу и звукозаписывающей отрасли, давно стало отличительным признаком и игровой индустрии…

Синеманы и аудиофилы преклоняются перед творчеством Федерико Феллини и Дюка Эллингтона, у геймеров есть свои идеалы — например, Сигерю Миямото и Ю Судзуки. Ведь за каждой игрой стоят живые люди. Образованные, талантливые, целеустремленные.

Составляя данный список, я постарался сделать так, чтобы читатель смог лучше понять этих людей и то, чем они живут и для чего трудятся. Текст, который вы сейчас прочтете, полон перекрестных ссылок и пояснений, он способен дать вполне четкое впечатление о развитии всего игрового мира за последние три десятка лет. И кто знает, может быть этот материал послужит той искрой, что зажжет пламя в сердцах наших читателей, чувствоваших, что могут пойти по тернистой, но увлекательной стезе создания игр, но не знали, какой первый шаг им стоит предпринять.

Сразу же оговорюсь, что наш список ни в коем случае нельзя считать рейтингом, все персоны в нем занимают случайные позиции. Также просим не обижаться поклонников Роберты Уильямс, Джона Ромеро или Лорда Бритиша: при составлении материала учитывались только деятели индустрии видеоигр; безусловно, что при включении сюда личностей, прославившихся на поприще создания игр исключительно для компьютеров, список бы выглядел иначе. Но так как мы — сайт, посвященный приставкам, оставим игровую PC-индустрию на рассмотрение соответствующим ресурсам и изданиям.

1. Нолан Бушнелл (Nolan Bushnell)

Родился в штате Юта (США) в 1943 году. Человек, считающийся отцом индустрии: им разработана Computer Space, первая коммерческая видеоигра. В 1972 году Бушнеллом была основана Atari Corporation, вплотную занявшаяся электронными развлечениями. Автор знаменитых хитов Pong и Breakout, на которых выросло нынешнее поколение игровых разработчиков, Бушнелл стоит и за выпуском первой домашней игровой приставки, Atari 2600. Однако в 1976 он неожиданно продал свое детище, фирму Atari, конгломерату Warner Communications и покинул основанную им отрасль развлечений.

nolan-bushnell

Известно, что Бушнелл — настоящий профессионал в китайской настольной игре го, развивающей стратегические навыки и чувство баланса. Сейчас он ищет способ создать сетевую игру, в которой одновременно могли бы участвовать, не отягощая себя чтением длинного списка правил, сотни и тысячи человек.

2. Хироси Ямаути (Hiroshi Yamauchi)

Правнук Фусадзиро Ямаути, основавшего в 1889 году фирму Nintendo, Хироси Ямаути в возрасте двадцати лет унаследовал семейное дело. Тогда, в начале семидесятых Nintendo была крупнейшей производительницей игральных карт в Японии. Через несколько лет стало понятно, что карточный бизнес теряет прибыльность, и Ямаути бросился во все тяжкие: рассматривались проекты производства быстроприготовляемого риса, бейсбольных бит, даже спортивных лазерных пистолетов. Но только электронная игрушка Ultra Hand, спроектированная молодым инженером по имени Гумпей Ёкой, снискала потребительский успех: за несколько дней было продано 1.2 миллиона этих простеньких манипуляторов. Вскоре последовали игры для аркадных автоматов и серия электронных игр Game & Watch (1980), пиратским способом выпущенная в Советском Союзе как «Ну, погоди!», «Тайны океана» и «Веселый повар». Ямаути прочно развернул Nintendo в сторону электронных развлечений, лишним доказательством этого стала приставка Famicom, появившаяся в 1984.

maxresdefault

Затем мир увидел Gameboy (1989) и Super Famicom (SNES). Успех нинтендовской приставки Nintendo 64, успех при всех ее недостатках — во многом заслуга хорошего руководителя, которым безусловно является Хироси Ямаути. И хотя он признает, что мало знает о техничесом аспекте дела, его деловой нюх безуспечен, он прекрасно чувствует любые изменения рынка и всегда знает, как на них отреагировать. Ямаути-сенсэй говорит, что освободит свой пост в 2000 году (ему исполнится 73), уступая руководство Nintendo молодой и талантливой смене, которой предстоит продвигать на рынок Game Cube, Game Boy Advance и последующие за ними игровые системы.

3. Сигерю Миямото (Shigeru Miyamoto)

Миямото сделал для видеоигр столько же, сколько Дисней для мировой анимации. Этот эксцентричный игрок на банджо с «битловской» прической в 1977 году нанялся на работу в Nintendo. После полного фиаско первых трех нинтендовских аркадных игр в США, Хироси Ямаути потребовал от новичка Миямото создать что-то концептуально свежее и необычное. Тут же родилась на свет история о яростной горилле, похитившей девушку своего хозяина.

Shigeru-Miyamoto-600x369

Вскоре Donkey Kong (а именно о ней идет речь) получила приз как вторая по популярности аркадная игра 1981 года. За последующие восемнадцать лет под руководством Миямото было разработано настоящее созвездие шедевров, среди которых The Legend of Zelda, Adventures of Link, Star Fox, Yoshi’s Island и Super Mario 64. Почти 13 процентов из более чем миллиарда картриджей, проданных Нинтендо за всю ее историю — игры, созданные Миямото и его командой R&D4 (при этом не считаются вещи вроде Super Mario Cart и Mario Paint, над которыми трудились другие люди). Последняя на данный момент изданная работа мастера, The Legend of Zelda: Mask of Majora (N64), уже получила статус игрового бестселлера.

4. Гумпей Ёкой (Gumpei Yokoi)

Бывший глава подразделения R&D1 компании Nintendo, куда Ёкой пришел еще в 1969 году. Быстро продвигался по службе, изобрел первую прибыльную нинтендовскую игрушку, Ultra Hand, разработал первую в мире портативную видеоприставку, работающую на сменных картириджах, Game Boy (1989).

52ksP

Он принимал участие в создании линии товаров Game & Watch, работал над восьмибитной серией игр Metroid. После ошеломительного провала придуманной им портативной системы Virtual Boy (3D+объемная стереоскопическая графика), Ёкой в 1996 году завершил свою 27-летнюю карьеру в Nintendo. Уволившись, он продолжал исследования в области создания портативных приставок, участвовал в создании WonderSwan от Bandai. Трагедией для всего игрового мира стало известие о том, что Ёкой-сан погиб в автомобильной аварии 4 октября 1997 года. Вклад этого человека в индустрию огромен, равно как и оставленное нам наследие — ведь Game Boy и сейчас, через десять лет после своего появления, лидирует как самая популярная портативная игровая система!

5. Ю Судзуки (Yu Suzuki)

Глава команды AM R&D#2, сеговский профессионал ранга Миямото, гениальный программист, Судзуки приложил руку практически ко всем более-менее известным аркадным проектам Sega, начиная еще с такой классики, как Hang On, Space Harrier, Out Run и G-Loc.

Shenmue-3-Informationen-von-Serienschoepfer-Yu-Suzuki-2

Под его руководством были разработаны этапные, первые в своем роде 3D-сериалы: Virtua Racing, Virtua Racing, Virtua Cop. Эти игры задали направление, по которому сейчас развивается индустрия вцелом. Недавно Судзуки выпустил свой самый масштабный проект, экшн-RPG Shen Mue для Dreamcast, и трудится над ее продолжениями.

6. Арни Кац (Arnie Katz)

Первопроходец в области игровой журналистики. Кац и его друг Билл «Игровой доктор» Кункель в 1978 году стали первыми, кто на регулярной основе публиковал отзывы об играх в общегосударственном издании, журнале Video.

KKW_1

В 1981 он стал со-издателем первого американского журнала, целиком посвященного видеоиграм, оригинально названного Video Games. К 1990 году Кац ушел из бизнеса, лишь пару лет назад предприняв достаточно жалкую попытку запустить журнал Electronic Games. Но EG, продукт восьмидесятых, вся редколлегия которого состояла из людей за сорок, не нашел отклика у геймеров девяностых, после чего «эволюционировал» в равной степени плохой журнал Fusion, и был вскоре поглощен Intelligent Gamer. Так свет увидело, как подметил щедрый на эпитеты Зак Местон, «самое глупое и неактуальное игровое издание десятилетия», Intelligent Gamer Fusion.

7. Трип Хокинс (Trip Hokins)

Еще будучи простым сотрудником Apple Computer, Трип уговорил Джоэля Биллингса писать свои игры не под Northstar (который вскоре не выдержал конкуренции), а под Apple II. У Хокинса определенно было чутье.

26240f7d

Основав Electronic Arts, компанию нового типа, он правильно предположил, что игровая индустрия будет развиваться сродни звукозаписывающей, только звездами станут не исполнители, а программисты и художники. Он был прав, говоря об исключительных качествах Commodore Amiga как игровой машины, но все-таки ошибся, рассчитывая ее место на рынке. Он снова был прав, предсказывая светлое будущее формату CD-ROM, но опередил время, выпуская свою приставку 3DO — по тем временам слишком дорогостоящее ($700) удовольствие для большинства геймеров. Хокинса часто называют самым известным пророком игрового мира, ведь его главному предсказанию — о том, что компьютерная развлекательная индустрия станет вторым Голливудом — похоже, суждено сбыться.

8. Кэндзи Эно (Kenji Eno)

Поистине уникальная фигура: игровой дизайнер, умудрившийся создать из себя самого настоящего поп-идола. Хотя список работ Эно и возглавляемой им небольшой студии WARP не так уж велик (он состоит из двух знаменитых триллеров: D и Enemy Zero), этот длинноволосый великан с завидной регулярностью появляется в эфирах японского телевидения и радио, рекламируя, среди всего прочего, свои способности пиониста.

kenji_eno2

Где бы Эно ни появлялся, его мгновенно начинают штурмовать толпы восторженных фэнов, готовых идти на все, лишь бы пообщаться со своим кумиром. Другое дело, что слава Эно заслуженная, ведь не каждый в наше время может удачно совмещать способности художника, программиcта, композитора, и при этом выпускать неплохие игры.

Умер в феврале 2013-го года в возрасте 42 лет от сердечного приступа…

9. Алексей Пажитнов

Московский математик всегда интересовался настольными играми и ребусами. Основой для созданного Пажитновым в 1984 году Тетриса послужила игра пентомино, ставившая задачей правильно расположить в коробке геометрические фигуры. Коробка превратилась в стакан, игра перенеслась на экран, остальное — достояние истории.

алексей-пажитнов

Хотя Тетрис разошелся тиражом в 40 миллионов копий, его изобретатель в свое время не получил за это ни копейки: советское законодательство не поощряло подобного рода заработки. Впоследствии издателем таких творений Пажитнова, как Faces, Welltris, Knight Moves и Hatris, стала компания Spectrum Holobyte. Некоторое время назад Алексей Пажитнов создал набор головоломок Puzzle Collection по заказу Microsoft.

10. Нобуо Уемацу (Nobuo Uematsu)

Пятнадцать лет назад молодой парень, освоивший пианино в возрасте 12-ти и мечтавший стать новым Элтоном Джоном, зарабатывал на жизнь, сочиняя музыку для телереклам и нанимаясь временным клавишником в малоизвестные «гаражные» группы.

Nobuo_uematsu

Теперь Нобуо Уемацу один из самых известных игровых композиторов, работающий в самой Squaresoft. Именно он — бессменный автор музыки к сериалам Final Fantasy и Romancing Saga. Вместе с Ясунори Мицудой он создал потрясающий саундтрек к одной из лучших SNES-овских ролевых игр, Chrono Trigger. Мелодии, написанные Уемацу, изданы отдельными альбомами, существует множество их версий — от симфонических обработок до танцевальных ремиксов. Музыка из Final Fantasy VII стала первым и последним игровым саундтреком, попавшим в общеяпонский музыкальный хит-парад за всю его историю, и продержавшаяся там больше месяца. Будем надеяться, что в ремейке музыкальная магия сохранится…

11. Масаюки Уемура (Masayuki Uemura)

С детства будучи на «ты» с разнообразным электронным оборудованием, этот исполнительный японец в середине семидесятых легко получил работу в Sharp, а затем перешел в Nintendo. Именно он разработал восьмибитную приставку Famicon (NES в США и Европе). До Famicom игровые пристаки проектировались инженерами-создателями офисной техники, и результаты обычно были далекими от потрясающих.

03_Masayuki_Uemura

Уемура, понимая, что стандартный процессор 6502 CPU не сможет хорошо работать с графикой, добавил еще один чип, PPU (Picture Processing Unit). Завершенная Famicom смогла воспроизводить больше цветов и обладала намного большим объемом оперативной памяти, чем другие приставки на рынке (Atari 7800, Intellivision). Это, плюс сотни качественных игр, сделали Famicom (NES) самой удачной приставкой в истории. Но Масаюки Уемура не остановился на достигнутом, и в 1991 публика увидела его новую разработку, 16-битную Super Famicom (Super Nintendo), работа над которой велась еще до выпуска Сегой в 1989 году Megadrive. Самым заметным отличием SNES от MD стал режим Mode 7, позволяющий вращать и масштабировать объекты. «16-битная война» завершилась в пользу SNES, на которой вышли Chrono Trigger и Donkey Kong Country, в то время как Сега не могла предложить почти ничего стоящего. В разработке Nintendo 64 Уемура участия не принимал.

12. Дэвид Перри (David Perry)

Игроманией Девид Перри заболел в подростковом возрасте, еще когда жил в родной Ирландии. Вскоре появилась идея заняться написанием собственных игр, однако родители не одобрили подобного занятия, считая его бесцельной тратой времени и сил. Чтобы доказать свою правоту, Перри ушел из дома и устроился программистом в одну из европейских фирм-издателей видеоигр. Жалованье составило всего 5000 долларов в год.

david_perry

Первые его творения для компьютеров Commodore Amiga и Spectrum: Supremacy (Overlord в Америке), Dandare, Paperboy II, Smash TV — получились на редкость удачными. Далее жизнь Перри оплетена сказаниями и легендами. К тридцати годам он стал игровым разработчиком с мировым именем, успел потрудиться над полусотней игр (среди них Teenage Mutant Ninja Turtles, Disney’s Aladdin, Global Gladiators, Cool Spot, Earthworm Jim 1 и 2, MDK, Wild 9), основал в 1993 году собственную компанию Shiny Entertainment. Последнее, к чему он приложил руку — необычная бродилка Messiah и симулятор R/C Stunt Copter. Между прочим, Перри самый высокий в игрой индустрии человек — его рост чуть больше двух метров.

13. Генъё Такэда (Genyo Takeda)

Глава нинтендовского отдела по перспективным разработкам R&D3.

large

Главным достижением Такэды считается изобретение battery back-up для восьмибитной NES, блока памяти, куда можно сохранять отгрузки и просто нужную информацию, размещенного непосредственно в самом игровом картридже и питаемого долгосрочной батарейкой. Данная технология получила затем широкое развитие в картриджах и картах памяти для SNES, PlayStation, Saturn, Nintendo 64 и Dreamcast. Одно из последних достижений команды Такэды, уникальный аналоговый геймпад для Nintendo 64, почти сразу установил своеобразный стандарт в индустрии, и вслед за ним схожие устройства для своих 32- и 128-битных приставок представили Sega и Sony.

14. Говард Линкольн (Howard Lincoln)

Председатель совета директоров Nintendo of America с 1985 года.

howard-lincoln1

Еще будучи юристом компании Sax and Maclver, он защищал в суде аркадную Donkey Kong от претензий кинокомпании MCA, утверждавшей, что Nintendo посягает на являющегося их торговой маркой Кинг-Конга. Само собой, дело решилось в пользу игровой фирмы, а Линкольн, благодаря своей целеустремленности, недюжинной эрудиции и упорству, получил пост главного вице-президента американского отделения Nintendo. Через несколько лет последовало очередное повышение. На плечи Говарда Линкольна легла обязанность представлять в Северной Америке все нинтендовские игровые приставки: NES, SNES, Nintendo 64.

15. Джон Тобиас (John Tobias)

Когда выпускник Чикагской академии искусств, художник-комиксист (наиболее известные его работы — выпуски из серии «Охотники за привидениями» по одноименному фильму), решил сменить род деятельности, он подался на работу в Midway Games.

121015_interview_johntobias_featured

Еще с подросткового возраста пользовавшийся компьютерами при опытах в рисовании, Тобиас практически в одиночку создал внешний вид игрушек Total Carnage и Smash TV, после чего они с программистом Эдом Буном открыли золотую жилу в виде Mortal Kombat. Хотя критиков у данного файтинг-сериала в последнее время хватает, его популярность в США, Европе и матушке-России отрицать никто не возьмется. Возможно, именно Тобиаса стоит укорить в том, что Mortal Kombat, родившийся как альтернативное современным ему играм явление, полностью переродился в чисто коммерческий продукт, не сильно развивавшийся, а просто расширявшийся во всех направлениях, а сейчас так и вовсе попавший в тупик.

16. Эд Бун (Ed Boon)

В шестнадцатилетнем возрасте Эд приобрел свой первый компьютер, предпринял первые опыты программирования на бейсике и ассемблере.

020515_094602050

Поступив в университет штата Иллинойс, он крепко «подзасел» на игры, дни и ночи напролет проводя в местных аркадах и за клавиатурой своей машины, стал серьезно изучать информатику. Окончив университет в 1986 году, он устроился программистом в Williams Entertainment, и сразу же приступил к работе над несколькими автоматами для пинбола. Первыми его видеоиграми стали симуляторы американского футбола High Impact и Super High Impact. Вскоре Бун повстречался с Джоном Тобиасом и с тех пор они вместе трудятся над сериалом Mortal Kombat. Эду Буну принадлежит идея скрыть в игре персонажа, становящегося доступным при выполнении игроком определенных условий — сейчас ее переняло большинство производителей файтингов. Бун программировал версию Mortal Kombat Gold для Dreamcast и участвовал в начальном этапе создания MK: Special Forces. В последнее время обещает всем МК5.

p.s.: Сериал вернулся и триумфально шествует по планете. MKX последняя часть на 2015-ый год.

17. Томми Талларико (Tommy Tallarico)

Профессиональная карьера этого игрового композитора началась в 1990 году, а уже в 1994 им была основана Tommy Tallarico Studios, крупнейшая звукозаписывающая компания американской игровой индустрии.

309646-tommy_tallarico_aias_red_carpet

Томми получил в общей сложности 20 наград за лучший игровой саундтрек, участвовал в написании музыки к 120 играм (суммарный их тираж — 25 миллионов штук), выпустил пять альбомов своих записей. Самые известные из его звуковых дорожек принадлежат играм Earthworm Jim 1 & 2, MDK, Aladdin, Cool Spot, Global Gladiators, The Terminator, Demolition Man, Jungle Book, Caesars Palace, Wild C.A.T.S, Madden Football, Pac-Man Ghost Zone, Treasures of the Deep, VMX Racing, Felix the Cat, Spot Goes To Hollywood, Black Dawn, Skeleton Warriors, NHL Face-Off ’98, Test Drive 4, Mortal Kombat Trilogy, Tomorrow Never Dies, Robocop vs. TheTerminator, Muhammad Ali Boxing, и Clayfighter. Помимо всего прочего, Томми Талларико является консультантом компаний DTS и Intel, продюсирует и ведет еженедельную телепередачу The Electric Playground, а также был не раз уличен в страных вкусах в одежде: золотой пиджак для него — обычное дело!

18. Хидэо Кодзима (Hideo Kojima)

Задолго до появления восьмибитной Misson: Impossible на пару с другом-программистом создал первый симулятор шпионской деятельности, Metal Gear.

Hideo-Kojima

Инноваций, нетривиальных решений и вообще нестандартных вещей в той игре было примерно столько же, сколько в засветившемся впоследствии сиквеле, Metal Gear Solid. Кодзима-сан является автором и других хороших игр, в США отчего-то получивших статус культовых, сугубо элитарных и чуть ли не запретных. Это детективные истории Snatcher (Sega CD) и Policenauts (Sega CD, Saturn, PSX), обе обладающие захватывающими, интригующими сюжетами, иллюстрированные аниме-роликами. По какой причине американские издатели наотрез отказываются выпускать их в Стране Свободных хотя бы под возрастным ограничением M (Mature, с 18-ти лет), остается загадкой. Не исключено, что рано или поздно мы все-таки увидим их англоизычные версии — ведь после ошеломительного успеха последних приключений Солида Снейка слава Кодзимы в Штатах растет…

19. Юдзи Нака (Yuji Naka)

Мечтой молодого амбициозного программиста было работать над играми для аркадных атоматов, но получив сразу после окончания школы работу в Sega, он был направлен в «приставочное» подразделение компании. Имя Юдзи Нака фигурирует в завершающих титрах многих игр для восьмибитной Master System: это Phantasy Star и Space Harrier, Black Belt и The Village of Spiritual World. Однако самым большим его достижением по праву считается сериал Sonic the Hedgehog, герой которого, заводной синий еж, стал первой по-настоящему стоящей альтернативой нинтендовскому Марио. «Соникомания» охватила планету, а Нака одну за другой выдавал игры серии, умело расширяя и углубляя созданную вселенную.

photo2

Помимо любимого всеми Соника, он стал продюсером уникальной в своем роде игры Nights, ставшей чем-то большим, нежели просто набором этапов, через которые пролетают герои, и заставившим многих вспомнить о концепции свободных полетов в игре. Множество предложений Нака-сана были также учтены при создании Dreamcast. Кстати, любимое его средство передвижения — собственный Porsche «соникового» синего цвета.

20. Ёсики Окамото (Yoshiki Okamoto)

Придя в 1982 году на работу в Konami, Окамото разработал хитовые аркадные леталки Time Pilot и Gyruss, после чего попросил крупной прибавки зарплате, в которой было отказано. Не долго думая, он перешел в Capcom, совсем тогда маленькую фирму, где из под его легкой руки выпорхнули: бродилка Sonson, стрелялки Bargus, 1942 (ставшая самой популярной аркадной игрой 1984 года), Gun Smoke, 1943 и Sidearm. В поисках свежих идей для следующего проекта Окамото наткнулся на «Double Dragon II» от Taito. Общее устройство игры (бродилка/драки с уличными бандами) ему пришлось по вкусу, но совсем не понравилась слабая графика и несбалансированный игровой процесс. К этому времени он уже был назначен на должность продюсера, заполучил под свое начало целую команду ассистентов-программистов, и был уверен, что они способны на порядок улучшить достижение коллег из Taito.

okamoto_iphone

Игра, разработанная командой Окамото, получила имя Final Fight. После ее ошеломительного успеха прошло десять месяцев, и та же команда выдала легендарную Street Fighter II! Помимо самого Окамото, над игрой работали: программист, трое аниматоров и человек, придумывавший специальные приемы персонажей. Дальнейшая история вошла в анналы индустрии как прекрасная иллюстрация триумфа хорошей задумки с качественным исполнением. Добавлю только, что около двух лет назад Окамото-сан уволился с должности исполнительного продюсера и главы R&D в Capcom, и основал собственную компанию, Flagship, первым проектом которой стала серия ролевых игр для Dreamcast.

Автор: Агент Купер (Валерий Корнеев)