Любитель видео и компьютерных игр.

Меня трудно удивить. Привык относиться скептически и к серьезному сюжету, и к крутой графике, и к инновационному геймплею, привык расставлять галочки относительно наличия тех или иных штампов и оценивать аспекты игр, проводя аналогии с эталонами жанра. Да, и еще я привык к тому, что человеческие стратегии и боевики от первого лица обитают на враждебной нам платформе PC. Более того, не далее как месяц назад я имел неосторожность похвалить такой продукт как Warcraft 3, посетовав лишь на простоту графики и слабость сюжета по сравнению с тем же StarCraft.

Удивить смогла меня (уже не в первый раз, кстати, но впервые за последние пять лет) продукция KOEI, конкретно – стратегия под названием Kessen 2. Так как к стартовой библиотеке PS2 принято было относиться с пренебрежением, то первую часть я благополучно пропустил и лишь по случайности диск с второй оказался в непосредственной близости от моей приставки.

Начнем с сюжета. Любители Warcraft 3 в обзорах часто упоминали, что, дескать, ролики на движке там не как в FF X, дык на то это и стратегия – чего с нее взять. И сюжет, опять же… поэтому и не дотягивает до уровня игр от Square. Понятное дело, в JRPG и Strategy подход к написанию сценариев должен быть разный, но штука заключается в том, что в нормальной стратегии (J/Strategy?) оказывается возможным продемонстрировать геймеру историю не менее сильную. Да, менее ориентированную на раскрытие характеров героев, их страшных секретов, надежд и чаяний. Но зато в стратегии можно реализовать сюжет эпический, заметно более реалистичный и, как в данном случае, имеющий прямое отношение к истории.

Сюжет Warcraft 3 отличается от того, что мы видим в Kessen 2, так же сильно, как записки начинающего графомана отличаются от «Войны и мира» под авторством одного небезызвестного графа (каламбур? 😉 ). Разумеется, в бреднях «любителя что-то такое написать» тоже можно найти пару сильных мест, не спорю. Но они всегда безнадежно испорчены ужасной реализацией. Попробуйте сравнить скриптовую сценку с прыгающим дебильным принцем из WC3 с любым элементом сюжета Kessen 2. Вы скажете, что так нечестно, что в Kessen 2 графический движок для этого дела создан был не хуже, чем в Final Fantasy X, да еще и анимация пореалистичнее (!) будет. Абсолютно верно. Сейчас KOEI – не та, что в 16-битные времена, когда ради игрового процесса графика с легкостью приносилась в жертву. Сейчас на вооружение взято равномерное распределение гигантского бюджета, что и привело к превращению скучной и занудной пошаговой стратегии Romance of The Three Kingdoms в веселый и красивый интерактивный исторический роман Kessen 2 с элементами воргейма, идущего в Real-Time с останавливаемым временем. Вот как!

Сразу замечу, что в Японии четко понимают разницу между играми жанра Strategy (к коим относится к Kessen 2), и Tactics (Warcraft 3 и все RTS, а также тактические JRPG). Тактика подразумевает решение задач местного уровня небольшими силами, стратегия решает задачи глобальные. Стратегу абсолютно не важен уровень HP конкретного солдата – его волнует состояние отряда, состоящего из тысяч таких солдат. Именно поэтому сравнивать игровой процесс писишных стратегий с Kessen 2 непозволительно. Из похожего на PC (и PS one) я могу припомнить лишь представителей серии Warhammer, но там вам приходилось руководить на уровне (условно) полков и батальонов, в Kessen 2 под вашим началом будут армии. Вы можете возразить, что можно прописать в том же WC3, что каждый солдат – это и не солдат вовсе, а условное обозначение отряда из 10,000 бойцов. Но главная фишка серии Kessen заключается в небывало реалистичном отображении боев, да еще и в полном 3D. С тысячами солдат.

Наблюдать за боем можно с трех уровней: руководства армиями (карта с условными обозначениями отрядов, время на ней останавливается), руководства конкретным отрядом (с высоты птичьего полета наблюдаете за битвой или передвижением по местности, можете отдавать команды отряду в целом) и наблюдения/контроля над офицером (вид на него сзади). В двух последних случаях вы оказываетесь в полностью трехмерном мире, где идет самый взаправдашний бой. Каждая армия сначала делится на пять отрядов и наступает определенным строем, но вскоре сражение превращается в настоящую мясорубку, где каждый солдат действует в меру собственного искусственного интеллекта. Лучники обычно стоят сзади и осыпают врагов стрелами, но при необходимости и их можно бросить в рукопашный бой. По большому счету можно вообще ничего не делать для победы, а просто положить джойстик – умная камера через некоторое время начнет сама скользить над полем, показывая вполне кинематографические ракурсы. Честное слово, гляньте какой-нибудь фильм о временах Римской Империи – там битвы выглядят ничуть не лучше.

517EZWBCPCL

Но и это не все. Если где-то рядом с вами идет бой или просто спешит на помощь союзник, то где-то на горизонте вы именно это увидите! То есть, трехмерное окружение для всех армий (а их может быть десятка полтора) едино. Вы, конечно же, подумаете, что ради этого пришлось пожертвовать качеством моделей. Ничего подобного. Офицеры выглядят не хуже, чем герои FF X (черт, меня уже клинит на сравнениях с ней), а как реалистично выглядят их лошади! Обычные юниты чуть скромнее, скованнее в движениях, но тоже выглядят вполне солидно. Все 3D-стратегии для PC отдыхают. А как красивы слоны! Но за большое количество полигонов нужно платить – в бою отображается (так написано в книжечке – я сам не считал 😉 ) лишь 500 человек, причем однотипные бойцы и выглядят одинаково. Поверьте, этого хватает с лихвой. А чтобы избежать условностей вроде «один человек равен десяти» убитые бойцы через некоторое время встают и снова бросаются в атаку – вроде как на их место встали товарищи из резерва. 😉 Кроме того, вероятно, есть еще и упрощенные модели для показа боя издалека.

Теперь о том, что же, собственно, вам придется делать (кроме просмотра сюжетных роликов, разумеется 😉 ). Почти перед каждым боем придется принять несколько рутинных решений, варианты которых предлагают советники. К примеру, можно отправить бойца убить тигра-людоеда и завоевать доверие местного населения, а можно и пополнить ряды своей армии или усовершенствовать вооружение. Затем вам докладывают о положении войск противника и предлагают планы по их уничтожению. «Правильного» среди них, разумеется, нет, зато при повторном прохождении всегда можно попробовать переиграть битву по-другому. Интересно, что можно вообще не следовать никакому плану и с самого начала отдать всем армиям новые приказы. Наконец, никакой план не поможет вам полностью избежать прямого управления движением армиями – ведь для стратега важно именно то, кто, куда и когда должен ударить. Нападите на врага одной армией, а другой зайдите с тыла – успех обеспечен.

Оригинальность Kessen 2 заключается еще и в том, что количество солдат в отряде не является его условным HP. Можно иметь в два раза большую армию, но все равно проиграть, потому что датчик морали опустился до нуля. Разумеется, и количество, и обученность солдат также важны, т.к. драться с превосходящим противником не нравится никому. Но в любом случае главной задачей геймера является попеременное переключение между отрядами с целью максимально понизить мораль каждого из отрядов вражеских. Для этого можно либо вручную бегать офицером, размахивать копьем налево и направо, либо применять спецприемы и магию. Последняя здесь выглядит просто завораживающе – наверное, это и первая мной увиденная реалистичная магия, которая действительно подходит для крупных сражений, и к тому же магия, выполненная в рамках китайской мифологии, а не японской/европейской/ближневосточной. Наконец, можно еще и вызвать вражеского командира на дуэль – армия проигравшего сильно теряет в морали.

Недостатки у модели боя Kessen 2 также есть, разумеется. Особенно это касается введенных лишь во второй части сражений на море и осады городов, так как фактически и первое, и второе, есть переделанные сухопутные бои. Приведу типичный ляп: в самой первой осаде к вам на вооружение поступают силы типа Hawk – бойцы, стартующие на некоем подобии баллисты/катапульты, в воздухе открывающие крылья (вроде дельтаплана) и приземляющиеся уже за стеной. Все замечательно, но … в результате за стену переносится вся ваша армия, половину которой составляют конные бойцы! А теоретически там могли бы быть еще и боевые слоны. Слоны на дельтаплане? Не верю! Впрочем, другие приспособления вроде огнедышащих колесниц и многоствольных самоходных арбалетов вполне реалистичны.

880458-kessen2_front

Но, как я уже говорил в самом начале, самая сильная часть Kessen 2 (кроме отображения боя, разумеется) – сюжет. Возможно, история того, как молодой правитель не самой крупной провинции ради спасения любимой девушки завоевал весь Китай, и не есть самая оригинальная. Но нормальные игры о Китае встречаются еще реже, чем нормальные игры о России. Поверьте, вы просто не видели таких типажей лиц, таких костюмов, такого языка, такой магии, таких поворотов сюжета. Не забывайте о том, что Китай – это не источник дешевых товаров, это одна из самых древних цивилизаций на Земле, так что посмотреть в Kessen 2 есть на что. Вперед!

  • Название: Kessen 2
  • Платформа: PS2
  • Жанр: RPG/Strategy
  • Разработчик: KOEI
  • Издатель: KOEI
  1. LordInsanity says:

    Нешто самое сильное в сюжете то, что игра о Китае? да, вокрафт не о Китае… сюжет там ужасный. 🙂 нет, последний абзац — действительно странный. то, что юноша завоевывает всю страну ради любимой девушки не так уж и интересно, но то, что эта страна — великий Китай, в корне меняет ситуацию!

    вот так вот вы во всех играх непонятно по каким критериям сюжет оцениваете и до геймеров доносите.

    С уважением,
    LordInsanity

  2. Мелкий Мужик! says:

    Учишься у новобранцев? Первый абзац — скучный оффтопик, какие-то крафты… 🙁

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *