Интерес к десятой финалке одновременно с солнцем клонился к закату, внезапно поумневший провайдер не хотел пускать меня в сеть в кредит, а весь зеленый чай был нагло выпит сестрой… Конечно, для таких случаев у меня всегда припасена пачка дисков с аниме, но … развязку KOR’а хотелось потратить на более тяжкий (или, напротив, замечательный) день. Я было полез подключать Сатурн, чтобы добить-таки Альберта Одиссея, на котором любители внедрять в игры лучшее-что-только-может-быть-в-американском-юморе из Working Designs оторвались по полной, но вовремя вспомнил, что добрый человек принес не менее ценную или, как бы сказали буржуйские обозреватели, «anticipating» RPG – Arc the Lad Collection.
Коллекция из одного экспоната – не коллекция, и даже две игры на столь гордое звание бы не тянули. Но добрый президент Working Designs, по-видимому еще больший фанат JRPG, чем все читающие эти строки вместе взятые, в вознаграждение за зря потраченные на убеждение Sony в потенциале локализаций JRPG в США годы закупил ВСЕ игры серии Arc the Lad, вышедшие на PS one. Для любознательных: серия жива, сиквелы и непонятно-что-квелы выходят на PS2 и WSC (уже не Color, а Crystal). Так вот, игр в Коллекцию входит три штуки, и вам не стоит объяснять, что начинать надо, разумеется, с первой. Берем нужный диск и втыкаем в PS2 (как вариант – ePSXe или живая PS one, коей у меня не наблюдается). Сразу уточняю: оставшиеся игры Коллекции я оставлю на потом. Последняя JRPG на PS one в США, все-таки. К тому же, это действительно три разные (!) игры в одной упаковке. Всего-то за $75 в коллекционном (для WD оно считается обычным) издании 😉
И наверняка ведь знающие люди, затаив дыхание, будут надеяться на то, что Arc the Lad окажется чем-то вроде Lunar или на худой конец – Vanguard Bandits. Заявляю прямо: ничего общего. Игра также не покажется знакомой ни фанатам SNES-Style JRPG, ни FF-шникам, ни поклонникам Sega-Style JRPG. Наиболее близкое сравнение – игры от Working Designs для Saturn. Да-да, я имею в виду Dragon Force, Albert Odyssey и прочие Magic Knight Rayearth. Похожий шрифт, вылезающие пиксели которого создают впечатление чего-то антикварного и уютного, симпатичные «большие» спрайты, корявенькие CG-ролики и набитый юмором «перфектный» текст.
С игровым процессом штука еще интереснее. Arc the Lad – тактическая (!) JRPG, да еще и пошедшая своим путем. Честное слово, подобная игровая механика была бы уместна в какой-нибудь игрушке для Megadrive 1989 года выпуска. Не из-за примитивности – скорее из-за оригинальности. Факты россыпью: по городу можно ходить на своих двух (чего не было в Vandal Hearts, Hoshigami и прочих TRPG «новой школы»), по большой карте передвигаться нужно сразу между целыми локациями (прощай, надежда на клон Shining Force), в любую (в рамках сюжета) локацию можно ходить сколько угодно раз, прокачивая героев раз за разом. А где типичное игровое меню TRPG, за последнее десятилетие эволюционировавшее до состояние сиамского близнеца из меню глобального с пунктом End Turn, сросшегося с личным меню бойца, где и кроются заветные Attack и Item? Нет его – вместо этого бой внешне выглядит скорее как разбитый на шаги Shining Soul, Fatal Labyrinth или еще какая-нибудь облагороженная приставочной идеологией диабла. Получаем управление, двигаем героя по клеточкам, поворачиваем его к врагу, тыкаем в кнопку – враг умирает. Или скребет в ответ когтем по нежной шейке героя. Внешне очень схоже с боем в Torneco: The Last Hope, уродливом мутанте-подкидыше серии Dragon Quest, хотя уже минут через пять вы поймете, что спрайты можно рисовать хорошо, а можно и просто халтурно выполнять выданное начальством задание. Впрочем, за эти пять минут вы обнаружите закладку Abilities, которая заменяет здесь магию, а также заветную кнопку, вызывающую вопрос о том, следует ли применить суператаку под названием End Turn. Так что, все-таки, любителям TRPG отвыкать от классической игровой механики не придется.
А вот любителям шаблонных сюжетов, пожалуй, будет заметно хуже. Arc the Lad просто напичкан шаблонными ситуациями, заканчивающимися абсолютно «неправильно». Вот представьте себе такой setting: есть гора со священным огнем, который 3,000 лет охраняет целое племя, точнее особо избранные его члены. Можно представить себе, что если убрать огонь, то миру придется очень плохо, но … кому в голову придет то, что его затушит молодая девушка, которой очень лениво тратить свою юность на охрану такой фигни, да еще и получить прилагающегося к этой обязанности мужа-принца? Нормальные девушки, понимаете ли, мечтают о том, что на них обратит внимание какой-нибудь прыщавый наследник престола соседней деревни, а эта … нос кривит. Вот до чего чтение древних манускриптов доводит 😉 Главный же герой – классический «парень из деревни, мечник, которому предстоит спасти мир». Но ему совсем не надо объяснять то, что именно он призван сделать что-то великое. Напротив, он убежден в этом настолько сильно, что позволяет себе хамить всем налево и направо, попутно великодушным взмахом меча убивая спешащих навстречу местным «фомам неверующим» монстров. Представьте себе FF X, в котором Tidus, прибыв в Спиру, сразу же заявил бы о том, что начнет спасать мир, а остальные, так уж и быть, могут к нему присоединиться… и по дороге расскажут, от кого его надо спасать.
Ценно и то, что герои здесь подобраны также не вполне стандартно. К примеру, из трех первых бойцов двое умеют лечить, а все трое атакуют монстров примерно с одной силой. Долой хиляков-магов и лекарей-недотрог! А герой-барабанщик – находка чрезвычайно удачная, никак не могу понять, как большинство тактических JRPG обходится без таких … ммм… бустеров желания бить врагам морду.
Что касается качества графики, то здесь хвалить следует лишь тот самый сатурновско-спрайтовый ретро-стиль. Масштабирования спрайтов при ударах по врагам нет, равно как и супер-пупер арта в менюшках (к слову, экипироваться можно прямо перед боем и только там!). Отдельные эффекты вроде большой поднимаемой двери в тронном зале и попытки сделать что-то вроде псевдо-3D там же весьма забавны. Ведь нормальный король всегда хочет поразить своих подданных, именно для этого там и висит эта супер-дверь. Но и разработчики в свою очередь сделали ее для того, чтобы поразить наше внимание (точнее, молодых и глупых нас времен середины 90-х). Совпадение интересов, понимаешь ли. Та же штука наблюдается с тигровой шкурой на полу в кабинете шаблонного «боевого генерала, не верящего в крутость очередного bunch of kids»
Да, самый большой минус – отсутствие озвучки и нормального аниме – отчасти компенсируется мощным саундтреком. А супер-пупер арт все же есть, хотя бы — в начальной заставке! Тем, у кого нет Сатурна, а душа требует чего-то эдакого, на игру следует взглянуть обязательно.
- Дата выхода: 18 апреля 2002
- Название: Arc the Lad Collection
- Платформа: PSOne
- Жанр: TRPG
- Разработчик: SCE
- Издатель: Working Designs
Бокс-арт Arc the Lad Collection: